Севастополь в переводе с греческого означает «знаменитый город». Место это было заселено с глубокой древности: за 500 лет до н.э. здесь была основана греческая колония – город-республика Херсонес. Место было выбрано неслучайно: нигде более на Крымском полуострове, на всем Черноморском побережье не было такой удобной бухты.
В 112 году до н.э. Херсонес вошел в Понтийско-Боспорское государство, затем вместе с ним в Римскую империю, а после ее разделения – в Византию. Херсонес стал центром управления византийских черноморских колоний, торгово-промышленным городом. Именно как таковой он стал известен русским князьям IХ-ХШ веков под именем Корсунь. В ХIV-ХV веках он был завоеван вместе с остальным Крымом турками и утратил всякое значение: ни как порт, ни как город турок он не интересовал. Административными центрами Крымского ханства стали поселения в центре Крымского полуострова, а не портовые города. Столицей ханов был Бахчисарай, другими центрами были Ак-Мечеть (позднее, с 1784 года, – Симферополь), а также Карасубазар – все вдали от моря. А рядом с развалинами Херсонеса-Корсуни за все 350 лет татаро-турецкого владычества возникла лишь небольшая деревушка Ахтиар. Именно на ее месте распорядилась Екатерина II после прсоединения Крыма в 1783 году построить город.
С момента своего основания Севастополь выполнял функции главной базы Черноморского флота. Исключительное политическое и военное значение этого города для России обусловило его особый статус.
Спустя четыре года после основания Севастополь был окончательно превращен в военно-морской порт, а гражданское административное управление Крымом перенесено в Симферополь. Тем самым уже с 1787 года Севастополь был выделен, отделен от местного областного подчинения Таврической области и фактически причислен к военно-морским портам общегосударственного значения, подчиненным непосредственно Санкт-Петербургу. Севастополь представлял собой отдельный административный округ. Управление городом находилось в руках военно-морской администрации, назначаемой непосредственно из Петербурга. Во главе стоял генерал-губернатор, который одновременно являлся и командующим Черноморским флотом. В 1789 году в городе было сформировано портовое управление, в 1804 году – главное управление Черноморского флота, а с назначением адмирала Ушакова начальником флота и порта развернуто большое военно-морское и крепостное фортификационное строительство.
Указом Императора Александра I Правительствующему Сенату от 23 февраля 1804 года Севастополю был придан статус «главного военного порта», в который был запрещен вход «купеческим» кораблям. Исключение было сделано только для кораблей, терпящих бедствие или нуждающихся в починке, по окончании которой им предписывалось немедленно оставлять порт. С 30 апреля 1809 года Севастополь был объявлен главной черноморской крепостью и в нем стал подниматься особый крепостной флаг, одинаковый с крепостными флагами имперского значения в Кронштадте, Выборге, Свеаборге.
Англо-французская осада Севастополя во время Крымской войны 1853 – 1856 годов, продолжавшаяся 349 дней, превратила город в развалины, фактически уничтожив его, а вместе с ним и весь Черноморский флот России, по приказу адмирала Нахимова затопленный на рейде.
По Парижскому миру 1856 года России было запрещено держать флот в Севастополе, и он до 1871 года был превращен в торговый город и таможенную станцию. В 1871 году, после отмены Парижского мира, царь Александр II подписал указ о восстановлении Севастополя как главного военно-морского порта России на Черном море. Но практически фортификационные работы были начаты только в середине 80-х годов XIX века. И лишь в 1890 году повелением царя от 17 мая Севастополь получил статус крепости 3-го класса, а спустя год, 30 апреля 1891 года, в нем вновь был поднят крепостной флаг. Наконец, спустя два года, было формально полностью завершено определение имперского статуса Севастополя как крепости, города и порта: 26 июля 1893 года для него был утвержден особый герб, резко, принципиально отличавшийся от всех других городских гербов тем, что его структура и эмблемы были не городского и тем более не обычного губернского или областного, а явно общегосударственного значения: щит – красного, регального цвета, как и у Москвы, за щитом – два скрещенных золотых якоря, как у крупных портовых городов, например у Петербурга, а в качестве эмблемы – грифон, т.е. родовая гербовая эмблема дома Романовых, причем с обратными финифтями (цветом) – у Романовых красный грифон на серебряном поле, а у Севастополя – серебряный грифон на красном поле, что означало особую историческую преемственность, т. е. не преемственность биологическую, династическую, или родовую, а преемственность в силу государственной истории, в силу особых военно-исторических государственных связей.
Чем же объяснялось наделение Севастополя в конце XIX века таким особым знаком, устанавливающим его особый статус? И почему он получил его, несмотря на то что был крепостью 3-го класса?
В начале XX века крепостями считались следующие пункты Российской Империи:
на Балтике – Мемель, Либава, Свеаборг, Выборг, Усть-Двинск (Динамюнде), Кронштадт;
на Черноморье – Севастополь, Керчь, Очаков, Михайловская (Батум);
на Тихом океане – Порт-Артур.
Из них только Свеаборг, Кронштадт и Порт-Артур могли быть причислены к крепостям 1-го класса, да и то в силу их исторического значения и в меньшей степени в силу оснащенности укреплениями и артиллерией. Но на Черном море единственной начавшей заново сооружаться крепостью был Севастополь, укрепления которого к этому времени не давали ему основания стать крепостью выше 3-го класса, поскольку класс крепостей оценивался не по их стратегическому или политическому значению, а исключительно по уровню фортификационно-технического оснащения. В то же время реальное стратегическое значение Севастополя, т. е. его порта, его местоположения, было для всей России исключительно важным: он был единственным серьезным оборонительным укреплением государства на его крайнем южном морском рубеже. И именно на это обстоятельство должен был указывать герб, именно это было характерным, типичным и стабильным положением для данного порта и города независимо от технического уровня (ранга, класса) его укреплений на какую-либо конкретную дату или период его существования. Именно этим подчеркивалось общегосударственное значение Севастополя как города и порта, значимого для всей России, а не для какой-то одной губернии или региона.
3.2. Правовой статус города Севастополя в РСФСР.
Севастополь сохранил свой особый статус и при Советской власти. Город сохранил функцию главной военно-морской базы Черноморского флота, главной военно-морской базы юга страны.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года №761/2 [5, ст. 4], Севастополь был выведен из состава Крымской области и стал городом республиканского подчинения. Однако отнесение Севастополя к категории городов республиканского подчинения не было зафиксировано в действовавшей тогда Конституции РСФСР, поскольку она не содержала перечня городов республиканского подчинения и вообще статус города республиканского подчинения в то время не был четко определен.
В СССР не существовало статуса городов союзного подчинения. Высшим был статус города республиканского подчинения (на уровне союзной республики). Этот статус присваивался в сталинскую эпоху крайне редко и строго индивидуально, в силу конкретно складывающихся историко-политических причин (т. е. либо политического, военного, экономического, культурного значения, либо за исторические и революционные заслуги). Впервые этот статус был присвоен:
Москве – 16 июня 1931 года особым постановлением Президиума ЦИК СССР;
Ленинграду – 3 декабря 1931 года постановлением Президиума ВЦИК РСФСР;
Ташкенту – в 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР;
Минску – 14 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета БССР;
Севастополю – в 1948 году Указом Президиума Верховного Совета СССР.
После 1948 года индивидуального присвоения статуса города республиканского подчинения не производилось вообще.
С 1 марта 1954 года все столицы союзных республик независимо от численности населения, экономического потенциала, стратегического и культурного значения циркулярным распоряжением ЦСУ СССР были отнесены к городам республиканского подчинения.
Таким образом, Севастополь был последним городом в СССР, получившим свой ранг «республиканского» за фактические «заслуги», за свое фактическое стратегическое значение. Он был поставлен на одну доску с крупнейшими и важнейшими городами страны – одним из первой пятерки. Все это резко подчеркивало не местное, региональное, а общегосударственное значение Севастополя, выделяло его из тысячи провинциальных городов.
В связи с республиканским значением города Севастополя нельзя не упомянуть об одном обстоятельстве, на которое и по сей день ссылаются сторонники украинской принадлежности Севастополя.
1 марта 1954 года был опубликован официальный справочник «СССР. Административно-территориальное деление союзных республик» (издание восьмое). Его издателем был Информационно-статистический отдел при Президиуме Верховного Совета СССР. Данный справочник слово в слово повторил формулировку предыдущего справочника, переместив вслед за Крымской областью все сведения о Севастополе как о городе республиканского подчинения из раздела «РСФСР» в раздел «УССР». В издании справочника 1967 года была повторена та же ошибка. Представляется очевидным, что, несмотря на официальный характер данного издания, указанные в нем сведения нельзя признать закрепляющими статус Севастополя как города республиканского подчинения в составе Украины, поскольку указанное издание не имеет характера правового акта.
В 1948 году Севастополю был придан особый статус, в том числе и в связи с необходимостью ускоренного восстановления города, практически полностью разрушенного во время Великой Отечественной войны. Поэтому Указу Президиума ВС РСФСР «О выделении города Севастополь в самостоятельный административно-хозяйственный центр» предшествовало Постановление Совета Министров СССР №403 от 25 октября 1948 года «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя», п.8, п/п «а», п.п.57 и 59 которого указывают на то, что в 1948 году Севастополь находился в административно-хозяйственном ведении Совета Министров РСФСР.
Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года сопутствовало Постановление Совета Министров РСФСР от 29 октября 1948 года №1082 «Вопросы города Севастополя», которое предписывало «выделять город Севастополь в государственном плане и бюджете отдельной строкой». Постановление обязывало Министерство финансов РСФСР, Госплан РСФСР, другие министерства и ведомства РСФСР совместно с Крымским облисполкомом выделить бюджет, планы хозяйственного и культурного строительства, материального и технического снабжения города Севастополя из бюджета и планов Крымской области. Это Постановление было отменено Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 апреля 1968 года №264 «Об изменении порядка финансирования города Севастополя».
Характер Постановления от 29 октября 1948 года, определявшего порядок решения только хозяйственных вопросов, а также его отмена трактуются сторонниками украинской принадлежности города в пользу того, что Севастополь никогда не исключался из состава Крымской области, представляя собой город, обособленный лишь в хозяйственном отношении на период его восстановления после Великой Отечественной войны. Однако очевидно, что Постановление Совмина от 25 апреля 1968 года не могло отменить Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года «О выделении города Севастополь в самостоятельный административно-хозяйственный центр».
Финансовые и организационные функции в административно-территориальных границах городского округа Севастополя вплоть до 8 декабря 1991 года осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР и без какого-либо участия Совета Министров Украинской ССР. Поэтому Постановление Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», одноименный Указ Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 года и Закон СССР от 26 апреля 1954 года по данному вопросу не содержат какого-либо упоминания о Севастополе, несмотря на то что особый статус города, закрепленный за ним на тот момент уже шесть лет, требовал наличия специальной оговорки по Севастополю в случае его передачи в состав Украины.
Необходимо подчеркнуть, что вышеприведенными актами в состав УССР передавалась Крымская область, а не Крымский полуостров. Севастополь же к этому моменту не находился в составе области уже шесть лет. Его передача в состав Украины не осуществлялась ни в 1954 году ни позднее. Вызывает сомнение, что руководство страны, даже то, которое приняло неправомерное и никак себя не оправдывающее решение о передаче Крымской области в состав Украины, могло бы, находясь в здравом уме, принять решение о передаче Украине главной базы Черноморского флота СССР.
Наряду с приданием Севастополю статуса города республиканского подчинения, безусловно, сохранялось и продолжало играть определяющую роль союзное подчинение города, вытекающее из основного функционального назначения города, не изменявшегося с момента его основания, – главной базы Черноморского флота, хотя, как упоминалось выше, городов, имеющих официальный юридический статус «город союзного подчинения», в СССР никогда не существовало.
Положение Севастополя как военно-морской базы, имеющей специальный правовой режим, вытекало в первую очередь из его исключительного значения для организации обороны и национальной безопасности всей страны, что Конституцией СССР 1936 года было отнесено к ведению органов власти СССР. Вплоть до начала 90-х годов существовал особый порядок въезда в город и выезда из него.
Таким образом, не было создано никаких правовых оснований для состоявшегося в 1978 году включения Севастополя в состав Украины, закрепленного в Конституции УССР 1978 года, объявившей Севастополь городом республиканского подчинения в составе УССР. С этого момента в ходе выборов депутатов в Верховный Совет СССР депутаты от Севастополя избирались как депутаты от Украины.
3.3. Проблема статуса Севастополя после распада СССР.
По вышеизложенным соображениям положение статьи 77 Конституции Украинской ССР 1978 года, которым Севастополь объявлен городом республиканского подчинения в составе Украинской ССР, не может иметь юридической силы с момента его принятия. Несмотря на это, Конституция Республики Крым 1992 года (восстановленной Законом УССР в феврале 1991 года именно в границах Крымской области) в ст. 7 признает Севастополь «неотъемлемой частью Крыма», имеющей «особый статус». Ст. 133 Конституции Украины 1996 года включает Севастополь в состав Украины, также закрепляя за ним «специальный» статус.
24 августа 1994 года состоялось Решение Севастопольского городского Совета народных депутатов №41 о статусе города Севастополя. С учетом результатов опроса общественного мнения граждан городской Совет народных депутатов Севастополя принял важнейшее решение: признать Российский правовой статус города Севастополя и подтвердить принципиальную позицию городского Совета о Севастополе как главной базе Черноморского флота Российской Федерации, выраженную во всех ранее принятых решениях городского Совета XXI и XXII созыва.
По результатам проведенного 26 июня 1994 года опроса жителей Севастополя Севастопольский городской Совет народных депутатов 23 августа 1994 года обратился к президентам Б.Ельцину и Л.Кучме, руководителям парламентов В.Шумейко, И.Рыбкину и А.Морозу с предложением принять «государственно выверенное решение о Российском Федеральном Статусе Севастополя и окончательно решить проблемы Черноморского флота». В подписанном руководителями Совета В.Семеновым, К.Павленко, В.Романенко и И.Куликовым обращении были указаны и основания для рассмотрения указанных проблем.
1. Воля жителей г. Севастополя и моряков-черноморцев, 89% которых положительно ответили на вопрос о российском его статусе.
2. Отсутствие конкретных решений по статусу города и флота.
3. Продолжающаяся финансово-экономическая блокада города.
4. Принципиально невозможное совместное базирование сил Черноморского флота и ВМС Украины.
5. Введение в город подразделений национальной гвардии Украины без согласования с городским Советом народных депутатов.
Просьба осталась без удовлетворения. Руководство России или не было способно или не захотело защищать своих сограждан и государственные интересы России. Продолжалась подготовка «широкомасштабного» двустороннего договора России и Украины.
Однако в течение времени после распада СССР Российская Федерация все же предпринимала определенные шаги для подтверждения российского статуса города Севастополя. В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Российской Федерации было принято постановление о поручении Верховному Совету Российской Федерации рассмотреть вопрос о статусе города Севастополя. 9 июля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации было принято Постановление «О статусе города Севастополя», в котором подтверждается российский федеральный статус Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года. Пункт 2 Постановления предписывает Правительству Российской Федерации в кратчайший срок разработать государственную программу обеспечения статуса города Севастополя и провести переговоры с Правительством Украины о городе Севастополе как главной базе единого Черноморского флота. Центральному банку РФ Постановление предписывает предусмотреть финансирование соответствующих статей бюджета города через свои отделения, а Комитету ВС РФ по конституционному законодательству – подготовить проект закона Российской Федерации о закреплении в Конституции Российской Федерации федерального статуса города Севастополя. В пункте 5 Постановления записано: «В целях недопущения политической напряженности просить Правительство Украины отозвать передислоцированные в район г. Севастополя подразделения спецчастей».
Ответом на это постановление явилось Заявление МИД Российской Федерации от 11 июля 1993 года: «Принятое 9 июля 1993 года Постановление Верховного Совета РФ «О статусе г. Севастополя» расходится с линией Президента и Правительства РФ на реализацию интересов России в вопросах Черноморского флота, базирования ВМФ Российской Федерации на территории Украины, в Крыму и в Севастополе.
Будучи эмоционально-декларативной, эта акция отнюдь не указывает перспективу реальных решений, лишь затрудняет их и без того сложный поиск».
Тогда же, в июле 1993 года, Украина обратилась в Совет Безопасности ООН с просьбой осудить попытку Верховного Совета Российской Федерации заявить о несостоятельности украинских претензий на Севастополь и принять меры к укреплению его российского статуса. Совет Безопасности ООН своей резолюцией осудил принятое решение.
Нельзя не отметить, что в Российской Федерации в тот период нарастал конфликт между законодательной и исполнительной властью, и данная резолюция была воспринята противниками Верховного Совета (которые и определяли внешнюю политику России) как подрывающая его репутацию и «бьющая» непосредственно по Р.И.Хасбулатову.
Закон о закреплении в Конституции российского федерального статуса города Севастополя до октября 93-го так и не был принят.
22 марта 1995 года было принято Постановление Государственной Думы в связи с решениями Верховного Совета Украины по Крыму, в котором, в частности, содержится предписание думской части Межпарламентской комиссии по Черноморскому флоту исходить из признания города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года главной базой Черноморского флота.
7 июля 1995 года
Государственная Дума РФ принимает Постановление об обращении в Конституционный
Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской
Федерации Указа Президиума ВС РСФСР от 29 октября 1948 года №761/2 «О выделении
города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» и
Постановления ВС РФ от 9 июля 1993 года «О статусе города Севастополя». Среди
оснований к рассмотрению запроса, в частности, названо распространение
Украинской ССР своей юрисдикции на город Севастополь без принятия
соответствующего решения органами государственной власти РСФСР и без
согласования с РСФСР в 1978 году.
Позиция Государственной Думы,
изложенная в запросе, такова: «Государственная Дума считает, что Указ
Президиума Верховного Совета РСФСР... «О выделении города Севастополя в
самостоятельный административно-хозяйственный центр» и Постановление Верховного
Совета Российской Федерации «О статусе города Севастополя»... не противоречат
ст.4, 8 (ч.1), 12, 16 (ч. 2) Конституции Российской Федерации.
С учетом Указа Президиума
Верховного Совета... «О выделении Севастополя в самостоятельный
административно-хозяйственный центр» государственный суверенитет Российской
Федерации – России над Севастополем в соответствии с нормами международного
права никому и никогда не передавался». Наученный печальным опытом 93-го, когда
вынесение не угодных Президенту решений привело к приостановлению деятельности
КС, Конституционный Суд Российской Федерации отказал в рассмотрении данного
запроса.
Проблема Севастополя напрямую
связана с проблемой Черноморского флота. Эта связь была подчеркнута 5 декабря
1996 г. в Обращении Государственной Думы к Верховному Совету Украины в связи с
принятием Государственной Думой Федерального закона «О прекращении раздела
Черноморского флота». Закон был принят 23 октября 1996 года, одобрен Советом
Федерации, но Президентом не был подписан, в связи с чем был снят с дальнейшего
рассмотрения. Указанное Обращение утверждено соответствующим Постановлением
Государственной Думы от 24 октября 1994 года. Оно содержит призыв к Верховному
Совету Украины «отказаться от одностороннего подхода к вопросам о произвольной
передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, о статусе
города-героя Севастополя, не входившего в 1954 году в состав Крымской области и
о разделе Черноморского флота. {...} Город-герой Севастополь, – говорится в
Обращении, – был, есть и будет главной военно-морской базой Черноморского флота
России».
Так и не вступивший в силу
Федеральный закон «О прекращении раздела Черноморского флота» предписывает
объявить о прекращении раздела Черноморского флота в связи с окончанием
переходного периода, установленного Соглашением между Российской Федерацией и
Украиной о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе
Черноморского флота бывшего СССР от 3 августа 1992 года, и с отсутствием договоренности
между сторонами по комплексному урегулированию проблем Черноморского флота. В
соответствии со ст.4 Закона, раздел флота может быть возобновлен не иначе как
после вступления в силу международных договоров Российской Федерации,
регулирующих весь комплекс отношений между РФ и Украиной, включая конкретные
условия раздела Черноморского флота.
Совет Федерации Федерального
Собрания РФ также обращался в своей деятельности к вопросу о статусе
Севастополя. В Заявлении Совета Федерации «О статусе города Севастополя» от 5
декабря 1996 года говорится: «Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации с озабоченностью следит за развитием событий вокруг Черноморского
флота и города Севастополя, за тем, что Украинская сторона вопреки объективным
реальностям не желает обсуждать вопрос о российском статусе города Севастополя.
Это порождает сложную ситуацию, которой могут воспользоваться силы,
заинтересованные в разжигании очага напряженности на постсоветском
пространстве. В то же время эта ситуация препятствует налаживанию
добрососедских и взаимовыгодных отношений между двумя братскими народами,
способствует снижению авторитета обеих стран на международной арене,
ограничивает самостоятельность и независимость в выработке и проведении их
внутренней и внешней политики». В Заявлении отмечена необходимость проведения
российско-украинских переговоров по вопросу о статусе Севастополя на основе
строгого соблюдения норм международного права, существующих межгосударственных
соглашений и с учетом взаимных интересов сторон.
Тогда же, 5 декабря 1996 года,
на основе заявления члена СФ Ю.Лужкова было принято Постановление Совета
Федерации «О комиссии Совета Федерации по подготовке вопроса о правовом статусе
города Севастополя». В Постановлении отражено, что вопрос о статусе города
Севастополя имеет исключительную политическую значимость, в связи с чем и
создается названная комиссия.
Прямо противоположной является
позиция Министерства иностранных дел Российской Федерации, что отражено в
Письме МИДа Председателю Комитета Совета Федерации по международным делам от 25
декабря 1996 года, подписанном первым заместителем Министра В.Пастуховым. В
данном документе в полной мере отражены сохранявшиеся со времен деятельности
Верховного Совета РФ и до последнего времени противоречия между законодательной
властью России, с одной стороны, и Президентом и исполнительной властью – с
другой, по вопросу о статусе Севастополя – одному из важнейших вопросов
российской внешней политики. В настоящий момент сделана попытка устранить эти
разногласия ратификацией Федеральным Собранием Договора с Украиной от 31 мая
1997 года. Причем устранить неблагоприятным для России образом.
«Сообщаем, – говорится в
Письме МИДа, – что вопрос о статусе города Севастополя не является предметом
переговоров, ведущихся с украинской стороной. МИД России участвует в
переговорах по Черноморскому флоту, на которых в соответствии с Сочинским
соглашением от 9 июня 1995 года обсуждаются проблемы, касающиеся параметров
раздела ЧФ, статуса и условий пребывания флота на украинской территории, а
также взаиморасчетов, связанных с разделом ЧФ и его пребыванием на территории
Украины».
Приходится признать, что с
момента разрушения СССР спор о статусе Севастополя велся лишь парламентами
России и Украины, и его ход никак не влиял ни на позицию Президента России,
осуществляющего руководство внешней политикой страны, ни на позицию
Министерства иностранных дел. Таким образом, на фоне парламентских заявлений и
постановлений произошло фактическое закрепление украинского статуса
Севастополя, не имеющего под собой никаких оснований. Ведение переговоров о
статусе и условиях пребывания российского ЧФ «на территории Украины» является
делом абсолютно бессмысленным, так как размещение на территории Украины
иностранных военных баз прямо запрещено п.7 ст.17 Конституции Украины 1996
года.
К упомянутому Письму
Министерства иностранных дел России от 25 декабря 1996 года прилагается
Заключение его Правового департамента о статусе города Севастополя. «...Указ
1948 года, – говорится в Заключении, – не выделял территории города Севастополя
из состава Крымской области в самостоятельную административно-территориальную
единицу в каких-либо границах (об этом свидетельствует, в частности,
терминология Указа – «административно-хозяйственный центр», а не «административно-территориальная
единица»), а лишь устанавливал принцип его управления и финансирования
непосредственно центральными республиканскими властями.. Таким образом, можно
сделать вывод о том, что территория города в 1954 году входила в состав
Крымской области. Соответственно г.Севастополь был передан Украине вместе с
Крымской областью».
Данная аргументация не
выдерживает критики в первую очередь в свете оценки решений 1954 года как
неправомерных. Но даже если отбросить на время это важнейшее обстоятельство,
нельзя не отметить, что в СССР не существовало городов, обладавших статусом
«административно-территориальной единицы», да этого и не могло быть, что
очевидно, если вспомнить, на каких принципах формировалось союзное государство.
Зато существовали города республиканского подчинения, пусть их статус и не был
проработан должным образом. И затем: что означает управление и финансирование
города республиканскими властями РСФСР в условиях существования единого
союзного государства, как не максимально возможное в этих условиях
территориальное верховенство, если учесть исключительное значение Севастополя
как военно-морской базы, его исключительное политическое значение?!
Далее в названном Заключении
упоминается тот факт, что Конституция РСФСР 1978 года относила к городам
республиканского подчинения только Москву и Ленинград. Однако Указ Президиума
ВС РСФСР от 29 октября 1948 года никогда не был ни изменен ни отменен и не
находился в противоречии с Конституцией 1978 года.
«В большинстве случаев, –
говорится далее в Заключении, – когда речь идет о территории, которая до
момента спора находилась под чьим-то неоспоримым суверенитетом (как, например,
в случаях с бывшими колониями), Международный Суд опирается на принцип uti
possidentis juris.
Элементом, характеризующим
этот принцип, является территориальный статус кво на момент образования
суверенных прав, включая границы, устанавливаемые международными договорами
государств-предшественников и также административные границы, установленные
государством-предшественником».
В свете данного утверждения
представляется необходимым установить, какое государство являлось
государством-предшественником по отношению к Украине. По всей видимости,
таковым можно признать УССР. Но ни на момент возникновения суверенных прав
УССР, ни на момент возникновения суверенных прав Украины ни Крым, ни
Севастополь по вышеприведенным в данной работе обстоятельствам не входили в
состав этих государств!
В своем Заключении Правовой
департамент МИД почему-то пытается применить нормы международного права,
касающиеся колоний, к вопросу о статусе Севастополя: «Поскольку определение
административных границ представляет определенную трудность в связи с частыми
их изменениями при их определении используются следующие критерии:
а) наличие административных
актов, распространяющихся на территорию;
б) деловая переписка
должностных лиц администрации территории в отношении данной территории;
в) наличие земельных и иных
титулов в отношении территории (например, передача земли лицам, племенам и т.
д. – кем, как, на какую администрацию возлагался контроль);
г) церковные документы,
принадлежность территории к епархии, метрополии и т.д.;
д) поведение сторон сразу
после деколонизации или распада. Эффективность суверенитета и его
явновыраженность».
Если все же говорить о наличии
административных актов, распространяющихся на территорию города, то первыми
среди них следует назвать Постановление Совета Министров СССР №403 от 25
октября 1948 года «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя»,
Постановление Совета Министров РСФСР от 29 октября 1948 года №1082 «Вопросы
города Севастополя» и Постановление Совета Министров РСФСР от 25 апреля 1968
года №264 «Об изменении порядка финансирования города Севастополя».
С момента основания
Севастополя в 1783 году суверенитет над городом осуществляла Российская
Империя. После образования РСФСР и СССР город Севастополь всегда находился в
административно-территориальном подчинении РСФСР.
Указ Президиума Верховного
Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный
административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года, как уже
говорилось, до настоящего времени не был ни изменен, ни отменен. Российская
Федерация, осуществляя преемственность по отношению к РСФСР, вправе
осуществлять государственный суверенитет над городом Севастополем. В связи с
этим все односторонние акты Украинской ССР, а затем и Украины о нахождении
Севастополя под украинской юрисдикцией не могут быть признаны правомерными. Следует
еще раз подчеркнуть, что государственный суверенитет России над городом
Севастополем никогда и никому не передавался. Фактический суверенитет
Украины над Севастополем – пример того, как одно беззаконие, в данном случае
состоявшееся в 1954 году, порождает другое не менее вопиющее беззаконие.