И все-таки, с чего началась
Кача?
- Офицерская школа авиации Отдела воздушного флота (1910-1916);
- Севастопольская военная авиационная школа (1916-1918);
- Военно-авиационная школа Добровольческой армии (1918-1920);
- Тренировочная школа авиации Южного фронта (1920-1921);
- Отделение Летной школы № 1 (1921-1922);
- Летная школа № 1 (1922-1923);
- Первая военная авиационная школа пилотов (1923-1933);
- Первая Краснознаменная военная авиационная школа пилотов (1933-1938);
- Качинская Краснознаменная военная авиационная школа пилотов (1938-1945);
- Качинское Краснознаменное военное авиационное училище летчиков (1945-1959);
- Качинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков (1959-1965);
- Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков (1965-1998);
- Армавирский военный ордена Ленина Краснознаменный авиационный институт (1998-2002);
- организованное некомпетентными офицерами Генерального штаба ВС РФ небытие (2002-2009);
- 783 учебный авиационный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки летного состава (истребительной авиации) 2009 год по настоящее время — это все названия одного военного учебного заведения, которое дало России имена легенд авиации.
114 офицеров-летчиков и летчиков из числа охотников и военнослужащих нижних чинов, получившие офицерские звания за боевые заслуги во время Первой Мировой войны -Георгиевских кавалеров, в том числе 8 полных Георгиевских кавалеров:
Боровой Т.С.;
Вишняков В.Ф.;
Ефимов Л.Г.;
Кокорин Н.К.;
Смирнов И.В.;
Стржижевский В.И.;
Терентьев М.Т.;
Фомагин Г.Ф.
Выпускники Качи - 368 Героев Советского Союза, в том числе: трижды Герой Советского Союза маршал авиации Покрышкин А.И., тринадцать дважды Героев Советского Союза: Амет-Хан Султан, Бондаренко М.З., Быковский В.Ф., Глинка Д.Б, Карпов А.Г., Колдунов А.И., Кравченко Г.П., Раков В.И., Сафонов Б.Ф., Смушкевич Я.В., Степаненко И.Н., Таран П.А., Шаталов В.А.
Двенадцать маршалов авиации: Агальцова Ф.А., Алксниса Я.И.,Астахова Ф.А., Вершинина К.А, Жаворонкова С.Ф., Жигарева П.Ф., Кирсанова П.С., Колдунова А.И., Покрышкина А.И., Руденко С.И., Судец В.А, Фалалеева Ф.Я.
Великий князь Александрович
Михайлович решил привлечь к финансированию проекта по применению аэропланов в
военном деле Особый комитет по усилению военного флота.
К 1910 году остаток денежных
средств в Особом комитете составлял около 900 тысяч рублей и Александр
Михайлович предложил общему собранию Особого комитета использовать оставшиеся
средства на создание воздушного флота.
6 февраля 1910 года царь
Николай II повелел Особому комитету строить воздушный флот.
В начале марта 1910 года
Отдел воздушного флота командировал во Францию группу офицеров и группу нижних
чинов. Одновременно во Франции была заказана первая серия самолетов (11
летательных аппаратов «Фарман», «Соммер», «Телье», «Блерио», «Антуанетта».
Офицеры имели задачу
стать пилотами, изучить авиационное дело в целом и стать инструкторами в
создаваемой Отделом воздушного флота школе авиации. Уделом подчиненных было
превращение в авиационных мотористов и механиков, а при благоприятных
обстоятельствах, и в летчиков. Для этих самолетов военное поле в Гатчине к 1910
году было переоборудовано в военный аэродром. 11 марта 1910 года Военный совет Российской
империи переименовал Учебный воздухоплавательный парк в Офицерскую
воздухоплавательную школу (ОВШ), а в конце августа при школе был открыт временный Авиационный
отдел. Его целями были: подготовка офицеров и военнослужащих нижних чинов для
авиационных отрядов, а также проверка новых летательных аппаратов на
пригодность к военному делу.
В августе 1912 года
Авиационный отдел стал штатным подразделением ОВШ, а в 1914 году Офицерская
воздухоплавательная школа была переименована в Гатчинскую военную
авиационную школу.
Офицерскую школу авиации
Отдел воздушного флота предполагал создать в Гатчине на военном аэродроме
Офицерской воздухоплавательной школы.
Однако поздняя присылка
самолетов, а также климатические условия и невозможность проводить занятия
зимой заставили Отдел искать другое место на юге России, где занятия могли бы
вестись круглый год.
Выбор пал на Севастополь, где,
кроме климата, немалое значение имела близость военно-морской базы, а главное
ее мастерских. 4 октября 1910 года Севастопольская городская дума
«предоставила в распоряжение Отдела воздушного флота Куликово поле …
для обучения полетам на аэропланах». Как аэродром, площадка имела два очень
существенных недостатка. Она была покатой и тесной.
На площадке были спешно
установлены до десяти деревянных сараев, способных вместить по шесть
аэропланов, французский переносный ангар, деревянное здание для офицерского
собрания и школьной канцелярии. Один из самолетных ящиков был приспособлен под
офицерскую столовую. Были поставлены две сигнальные мачты.
С 25 по27 октября 1910 года из
Петербурга в Севастополь по железной дороге прибыли первые школьные авиаторы и
школьное имущество, в том числе, два моноплана «Антуанетта», четыре моноплана
«Блерио» и два биплана «Фарман».
К ноябрю 1910 года в
Офицерскую школу авиации для обучения полетам по распоряжению военного и
морского ведомств были направлено 14 офицеров и 23 нижних чина для обслуживания
самолетов.
В начале ноября 1910 года на
Куликовом поле под Севастополем было закончено оборудование аэродрома и 8 ноября 1910 года — по новому стилю
21 ноября — состоялось торжественное открытие Офицерской школы авиации.
21 ноября на Руси отмечается
престольный праздник архангела Михаила и в 1911 году Русская Православная церковь
объявила архистратига Михаила небесным покровителем Офицерской школы авиации.
Первыми руководителями полетов
(инструкторами) в школе авиации были: на самолетах «Блерио» — штабс-капитан
Матыевич-Мацеевич Б.С. и лейтенант Пиотровский Г.В., на самолетах «Фарман» —
поручик Руднев Е.В. и вольнонаёмный летчик Ефимов М.Н., на самолетах
«Антуанетта» — капитан Зеленский М.М. и поручик Комаров М.С.
Именно эти первые
летчики-инструкторы заложили основы методики летного обучения. Они по крупицам,
методом проб и ошибок, накапливали свое летно-методическое мастерство,
передавали свой опыт и летные навыки обучаемым.
В числе первых учеников
были подполковник Генерального штаба Одинцов С.И., капитан-лейтенант Дмитриев
И.Н., штабс-капитан Быстрицкий В.П., лейтенанты Подгурский Н.Л., барон
Буксгевден Г.О., Дыбовский В.В., поручики Виктор-Берченко С.И., Самойло П.А.,
подпоручики Гельгар В.Ф., Макеев Б.В., корнеты ИльинА.А., Бахмутов Н.А.
С марта 1911 года в школе было
введено единоначалие. Начальник школы подчинялся Отделу воздушного флота.
До переезда из Гатчины
руководителем Офицерской школы авиации был Председатель совета школы капитан
2-го ранга Фогель Николай Федорович (адъютант Великого князя Александра
Михайловича, управляющий делами Отдела воздушного флота).
С переводом школы в
Севастополь с 8 ноября 1910 года по 26 мая 1911 года ею руководил капитан
2-го ранга Кедрин Вячеслав Никанорович (обучался в Офицерской школе авиации ОВФ
в первом наборе 1910 года).
С 26 мая 1911 года начальником
школы стал полковник Генерального штаба Одинцов Сергей Иванович (обучался
полетам в Офицерской школе авиации ОВФ в первом наборе 1910 года. С 9 марта
1911 года – начальник общего класса школы, с 26 мая – начальник общего и
специального классов школы).
С первых дней в школе
проводилась работа, направленная на совершенствование учебного процесса и
авиатехники. Руководители полетов Кедрин В.Н. и Пиотровский Г.В. первыми
задумали установить школьные самолеты на лыжи, и провели их первые испытания.
Поручик Гельгар В.Ф. стал
первым человеком, который сконструировал специальный фотоаппарат «Разведчик»,
который положил начало воздушной фоторазведке. С его помощью были сделаны
первые снимки города Севастополь и прилегающих к нему бухт.
Весной 1911 года общий и
специальный классы Офицерской школы авиации Отдела воздушного флота располагали
26 самолетами, а школа, в целом, — 37 самолетами, Это означало, что 11
самолетов могли быть использованы для создания временных авиационных отрядов,
которые школа планировала отправлять для участия в войсковых маневрах..
18 апреля 1911 года
Офицерская школа авиации пережила первую летную катастрофу. Руководитель
полетов штабс-капитан Матыевич-Мацеевич Б.В. решил покатать на самолете
«Блерио» своего брата Станислава. Прогулка обернулась трагедией: при
вынужденной посадке самолет столкнулся с каменной оградой одного из частных
участков, окружающих аэродром. Оба офицера погибли.
Учебные полеты в Офицерской
школе авиации производились почти каждый день и до сентября 1911 года общий
налет достиг 322 часов. Всего за 1911 год общий налет составил около 500 часов.
Средний налет за летный день
составлял от полутора до двенадцати с половиной часов в день.
Методическая направленность
полетов постепенно стала получать военное направление и к сентябрю дала те
блестящие результаты, которые показали авиаторы, участвуя в маневрах войск
военных округов.
16 апреля 1911 года руководители
и ученики Офицерской школы авиации принимали участие в маневрах
Черноморского флота, выполняя задачи воздушной разведки и связи.
В августе-сентябре 1911 года по
просьбе командующих войсками округов авиационные отряды, сформированные в
Офицерской школе авиации, участвовали в маневрах войск Петербургского,
Варшавского и Киевского военных округов.
Михаил Никифорович Ефимов,
руководитель полетов (инструктор) Офицерской школы авиации в журнале «Вестник
воздухоплавателя» пишет о данных событиях: « Маневры удались чрезвычайно,
летали во всякое время – днем и ночью, в безветрие и при ветре, аварий не было
ни одной. Самым выдающимся рекордом было участие летчиков школы в больших
военных маневрах. Этот первый опыт прошел блестяще. Наши летчики покрыли
заслуженной славой Севастопольскую школу». Экзамен на звание «военного летчика,
летчика и летчика-наблюдателя» сдавался по специальным программам. Это означает, что военные летчики в
России появились официально только в 1911 году!
Итогом работы Офицерской
школы авиации явился выпуск в 1911 году 27 пилотов, в том числе, со
званием «военный летчик» — 17, со званием «летчик» — 6, со званием «летчик –
наблюдатель» — 4 человека. Из них, офицеров – 26, военнослужащих нижних чинов –
1. Еще 5 человек согласно списку выпускников удостоились фразы — «учились летать».
В ходе первого года работы
Офицерской школы авиации выяснилось, что число, офицеров, желающих обучаться в
ней, несоразмерно превышает возможности школы. Рассчитанная первоначально на
десять обучающихся, к осени 1911 года их численность была доведена до сорока
пяти в Севастополе и двадцати на теоретических курсах в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, руководство
Отдела и школы осознавало, что дальнейшее увеличение числа обучаемых в школе
из-за малых размеров Куликова поля невозможно. В январе было решено искать для
школы новое летное поле.
Назначенная для поиска
подходящего поля комиссия после осмотра различных полей в окрестностях
Севастополя остановила свой выбор на местности у реки Качи. Был поднят вопрос о
приобретении земли.
В марте 1912 года по
соглашению с военным министерством было решено приобрести 650 десятин земли и
немедленно приступить к постройке постоянных жилых и служебных зданий. Специальный
класс школы во главе со штабс-капитаном Земитаном И.Я. перебазировался на поля
у реки Кача в конце февраля 1912 года. Офицеры и команда поселились на хуторе
Максимовича, бывшего владельца купленных земель. Самолеты были размещены в
переносных палатках.
С 1 марта 1912 года специальный класс приступил к
занятиям на «новом учебном поле» у реки Качи и с 6 марта начались полеты.
Общий класс офицерской школы
авиации перебазировался на новое место в июне. В приказе по школе за № 161 от 9 июня 1912 года впервые было указано
новое место расположения школы: Александро-Михайловский лагерь.
Предстояло обустроить новое
место. Разметить летное поле, возвести каменные ангары и мастерские. Поодаль, в
50-70 метрах от берегового обрыва, надо было построить здания для офицерского
собрания, руководителей (инструкторов) и авиаторов-офицеров. Также предстояло
возвести казарму для авиаторов нижних чинов и другие служебные здания.
А пока, с началом деятельности
школы на новом месте, офицеры и команда жили в палатках.
В августе вместо отстраненного
от должности полковника Генерального штаба Одинцова С.И. начальником Офицерской
школы авиации стал капитан Генерального штаба князь Мурузи Александр
Александрович. За 1912 год школа налетала почти 910 часов. В августе этого же
года совершили всемирно известные дальние перелеты из Севастополя в
Санкт-Петербург лейтенант Дыбовский В.В. (2235 вёрст) и штабс-капитан Андреади
Д.Г. (около 3000 верст – летел через Одессу).
Руководитель полетов
(инструктор) Ефимов М.Н. в сентябре провел испытания парашюта конструкции
Котельникова Г.Е. и сбросил с аэроплана «Фарман» манекен. Испытания прошли
успешно.
В сентябре-октябре 1912 года
авиаторы Офицерской школы авиации провели ряд опытных полетов на испытание
прицела для бомбометания, изобретенного штабс-капитаном артиллерийского полка
Толмачевым В.И.
Один из выпускников школы Ткачев
В.М. Первую мировую войну встретил в должности командира 20 корпусного
авиаотряда. В самом начале боевых действий , 12 августа 1914 года он совершил
глубокую воздушную разведку по тылам противника и на подбитом аэроплане
вернулся в расположение своих войск. Данные разведки обеспечили 4 армии
решительный успех в боях. За этот подвиг Ткачев В.М. стал первым Георгиевским
кавалером среди российских летчиков.
В 1917 году Вячеслав
Михайлович был назначен на должность Генерального инспектора русской авиации.
Это был фактически второй — после Великого князя Александра Михайловича —
Главнокомандующий Военно-воздушными Силами России и первый выпускник — качинец
на этой должности.
Вячеслав Михайлович
Ткачев вошел в историю военной авиации ещё и как один из первых её теоретиков.
4 января 1917 года была издана написанная им разработка «Материалы по тактике
воздушного боя»
В 1912 году
Севастопольская офицерская школа авиации выпустила 75пилотов, в том числе,
со званием «военный летчик» — 44, со званием «летчик» — 31 . Из них, офицеров –
68, военнослужащих нижних чинов – 7. 5 человек выпущено с формулировкой «учился
летать».
С 1913 года школьная жизнь
пошла, можно сказать, «по наезженной колее». В составе школы насчитывалось 58
самолетов, в том числе «Блерио» — 2, «Дё-Бражас» — 6, «Моран» — 8, «Ньюпор» —
35, «Фарман» — 7.
Как сообщал журнал
«Воздухоплаватель» — За один только месяц, с 1 августа по 1 сентября, в
Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота, расположенной в лагере
Александро-Михайловском (близ города Севастополя), 50 офицеров общего и
специального классов и 15 обучающихся полетам нижних чинов (при семерых
руководителях-инструкторах) совершили 1350 полетов. Общая продолжительность
полетов составляет 360 часов 15 минут.
В декабре 1913 года
завершилось, в основном, строительство школьного городка у реки Кача.
В аэродромной зоне были
возведены 10 самолетных ангаров, мастерская, два бензиновых склада,
метеорологическая станция, сигнальные мачты.
В казарменной и жилой зоне – 16
зданий. Все здания внутри городка были соединены дорогами и тротуарами с
электрическим освещением. На краю берега была устроена беседка, к морю вел
лестничный спуск.
Утром 17 декабря 1913 года здания постоянного
школьного городка были освящены. А в 11.00 авиаторы, одетые в парадную форму,
встречали императора, удостоившего школу визитом.
Император пожаловал капитана
Генерального штаба князя Мурузи А.А. чином полковника, многие руководители и
выпускники были награждены орденами.
В 1913 году
Севастопольская офицерская школа авиации выпустила 90пилотов, в том числе:
со званием «военный летчик» — 57 человек, со званием «летчик» — 33 человека. Из
них, офицеров – 75, военнослужащих нижних чинов – 15.
Пятого марта 1914 года
школьные авиаторы встречали и чествовали военного летчика штабс-капитана
Нестерова Петра Николаевича, прославленного выпускника Офицерской
воздухоплавательной школы. Он с механиком Руденко совершил перелет по маршруту
Киев – Одесса – Севастополь и опустился на школьный аэродром как «снег на голову».
Петра Нестерова тепло встретили летчики и ученики школы. В офицерском собрании
состоялись праздничный обед и концерт в честь знаменитого гостя. 7 марта
Нестеров участвовал в полетах Офицерской школы авиации и по его словам
«особенных фокусов не показывал и больших кренов не делал, показал скольжение
на крыло». В этот день в ходе полетов разбился Андреади Д.Г., который после
взлета сделал большой крен и зацепил крылом землю.
С 9 сентября 1914 года, сменив
полковника генерального штаба Мурузи А.А., должность начальника Офицерской
школы авиации исполнялстарший лейтенант Буксгевден Герберт Оттович (первый
набор школы, выпускник школы 1911 года со званием «военный летчик». С 9 февраля
1915 года – капитан 2-го ранга).
Из-за начавшегося в 1914 году
перевооружения авиационных отрядов с устаревших «Ньюпоров» на монопланы
«Моран-Солнье» и «Депердюсен», которые имели совершенно отличные друг от друга
системы управления и возникла насущная потребность в переучивании многих летчиков
и школа несмотря на начало Первой мировой войны продолжала действовать. Осенью
1914 года на Черном море произошли важные перемены. Война, сначала шумевшая
где-то вдалеке, подступила к Севастополю в виде германо-турецкой эскадры.
Ранним утром 16 октября
корабли противника обстреляли Севастополь, Одессу, Новороссийск и Феодосию. С
этого времени российское черноморское побережье пребывало в угрожаемом
положении, поскольку Черноморский флот при всем желании не мог одновременно
защитить любую точку береговой черты.
В Офицерской школе
авиации опасались обстрела с моря и 22 декабря 1914 года её начальник старший
лейтенант Буксгевден Г.О. запросил у командующего Черноморским флотом адмирала
Эбергарда поставить для школы 8 бомб по 1 пуду 15 фунтов (масса толового заряда
– 1 пуд, т.е. 16 кг) «дабы наши летчики сбрасыванием этих бомб в случае
появления неприятельских судов вблизи школы имели возможность нанести им ущерб
и принудить противника к отступлению».
20 февраля 1915 года
Офицерская школа авиации Отдела воздушного флота в соответствии с приказом
командующего Черноморским флотом введена в состав гарнизона Севастопольской
крепости. Авиаторы наблюдали за морем, в частности, за участками от Балаклавы
до мыса Лукул и от мыса Айя до мыса Лукулл.
Усиление противника на
Юго-Западном фронте заставило Верховное командование заставило перебросить туда
часть сил с южного направления, в том числе 31 и 32 корпусные авиаотряды.
Первого мая авиаотряды начали перебазирование во Львов.
С 9 июня 1915 года начальником
Офицерской школы авиации вновь сталполковник генерального штаба Мурузи А.А.
В качинском городке
теоретические занятия в учебных классах проводились 5 дней в неделю. На «боевых»
«Вуазенах» и на «Моранах-Парасоль» летали на аэродромах Кача и Бельбек. Ввиду
слишком большого количества самолетов, одновременно летающих и отрабатывающих
руление на школьном аэродроме у реки Качи, руководством школы с целью его
разгрузки были созданы два отделения (филиала) в Симферополе и Бельбеке.
Бельбекское (в долине
реки Бельбек) отделение находилось в восьми километрах от школы. Оно было
устроено на летном поле 2-й авиационной роты, убывшей на фронт. Летали на
учебных «Моранах». Впоследствии здесь была развернута школа стрельбы,
бомбометания и высшего пилотажа и как следствие, воздушному бою.
Симферопольский аэродром был
расположен в пяти километрах южнее Симферополя. Летное поле являло собой
длинную и широкую полосу, совершенно открытую с восточного направления. Полеты проводились
на учебных «Фарманах».
Оба отделения были снабжены
палатками, переносными ангарами и разборными бараками.
16 декабря 1915 года
начальником Офицерской школы авиации вместо полковника генерального штаба
Мурузи А.А. был назначен полковник Стаматьев Харлампий Федорович (офицер
Одесского морского батальона, в 1913 году заведовал военно-авиационным классом
Одесского аэроклуба. С 22 сентября 1914 года – командир 6-й авиационной роты).
Из его рапорта о принятии дел
школа по состоянию на 25 декабря 1915 года имела 153 аэроплана . Для сравнения
Стаматьев Х.Ф. приводил данные по Гатчинской военной авиационной школе, располагавшей
81 аэропланом, по Одесской школе Анатры, имевшей 7 аэропланов, и по Московской
школе, имевшей 8 аэропланов. Эти цифры наглядно показывают роль Офицерской
школы авиации Отдела воздушного флота в деле подготовки военных летчиков России.
На 1 января 1916 года
постоянный состав Офицерской школы авиации включал 16 офицеров, 3 чиновников, 5
руководителей (инструкторов) нижних чинов, 386 военнослужащих нижних чинов. 7
апреля 1916 года на заседании Военного совета было заслушано представление
Главного управления Генерального штаба за № 2697 от 2 апреля о сформировании Севастопольской
военной авиационной школы. А 3 мая было утверждено полное почетное наименование
– «Севастопольская его императорского высочества великого князя Александра
Михайловича военная авиационная школа».
Большое влияние на содержание
в порядке аэропланов и прочего имущества оказывало то обстоятельство, что
школа, рассчитанная на 60 обучающихся, 120 человек постоянного состава и 20
аэропланов, вмещала временами до 270 обучающихся, до 920 человек постоянного
состава и 139 аэропланов, из которых 70 ежедневно летали.
Вследствие февральского
переворота, потрясшего государственные устои России школьная жизнь начала
замирать. На рубеже 1917/1918 годов Крымский полуостров впал в состояние
анархии: в Севастополе и Симферополе сосуществовали несколько политических
группировок, которые боролись за власть.
Авиаторы Севастопольской военной
авиационной школы были на стороне «красных». В декабре 1917-го – феврале 1918
года школа сформировала несколько боевых авиаотрядов.
Вскоре после подписания
большевиками Брестского мира в Крым пришли германские войска. Германцы заняли
школьные здания, вследствие чего Школьный комитет распустил всех служащих и
прекратил всякую деятельность в школе и её отделениях. Школа стояла на грани
разграбления. Немногочисленные обитатели школьного городка вели хуторской образ
жизни.
После ухода германских войск и
в связи с формированием Добровольческой армии школа была возвращена к
деятельности. Главнокомандующий Добровольческой армией генерал-лейтенант Деникин
в приказе по вооруженным силам на Юге России за № 126 от 19 января 1919 года
повелел «Военно-авиационную школу, находящуюся близ города Севастополя,
включить в состав Добровольческой армии, зачислить на все виды довольствия
с 1 января сего года и именовать Военно-авиационной школой». Однако, не
успев наладить работу, из-за наступления «красных» 2 апреля 1919 года
Военно-авиационная школа была эвакуирована на Кубань. 18 июля
Военно-авиационная школа была возвращена на крымскую землю. В этот период в
результате погрома, учиненного французами перед их отступлением из Севастополя,
некоторые мастерские выгорели. Ремонтное оборудование было расхищено или
приведено в негодность. Но школьные авиаторы все же смогли устроить под одной
крышей столярное и механическое отделения и наладить их работу. В
августе-декабре 1919 года школа работала на прежнем месте. В
январе-феврале 1920 года начались боевые действия на Крымском фронте по обороне
полуострова от наступающих войск «красных».
В январские дни 1920
года из инструкторов и учебных самолетов авиашколы был сформирован так
называемый «школьный авиаотряд из Качи». В течение месяца школьный авиаотряд
участвовал в боевых действиях Добровольческой армии.
Прибывшие из Чечни 5-й и из
Одессы 8-й авиационные отряды дали возможность снять с фронта и возвратить в
Военно-авиационную школу школьный авиаотряд.
13 февраля школьный отряд
вернулся на аэродром Качи.
В соответствии с приказом по
Рабоче-Крестьянскому Красному Воздушному Флоту № 14 от 30 декабря 1921 года «О
слиянии Летной школы авиации № 1 и Севастопольского отделения» в марте 1922
года Летная школа № 1 перебазируется в Крым на Качу. Из Зарайска на Качинский
аэродром прибыл небольшой железнодорожный эшелон с четырьмя самолетами и 30
человек личного состава. В историческом формуляре Качинского ВВАУЛ это событие
записано так: «В марте 1922 г. школа авиации № 1 вливается в Качинскую школу».
В соответствии с приказом
Реввоенсовета от 16 февраля 1923 года № 225 Летная школа авиации № 1
переименована в Первую военную авиационную школу летчиков.