Кача по праву считается колыбелью русской авиации, именно здесь в начале 20-ого столетия находилась первая в России Авиационная школа летчиков. Создание школы имеет свою необыкновенную историю.
В 1905 году Россия потерпела поражение в русско-японской войне, ее флот был разбит, на его восстановление требовались средства. По ходатайству Великого князя Александра Михайловича, куратора флота, и с одобрения царя, начался сбор добровольных пожертвований Люди откликнулись и за короткий срок необходимая сумма была собрана. Так был восстановлен военно-морской флот России.
На оставшиеся деньги, а это-900000 золотых рублей, по приказу Николая 2 из Франции были выписаны первые, лучшие по тому времени, самолеты-моно и бипланы. Туда же, в школы Фармана, Блерио и Антуанет направили для обучения первых русских летчиков.
Так в начале XX века Севастополь, город у моря, стал взлетной полосой, уходящей в небо. Школа размещалась за городом на Куликовом поле, сейчас там проспект генерала Острякова, где находится мемориал "Мужеству, героизму авиаторов-черноморцев", открытый 28 марта 1981 года, где золотыми буквами написано: "За годы Великой Отечественной войны 16 летчиков Черноморья совершили 18 воздушных таранов, 61 летчику и штурману присвоено звание Героя Советского Союза"
24 ноября 1910 года в Севастополе на Куликовом поле состоялось открытие первой в России школы военных летчиков, в которой насчитывалось всего 10 самолетов: 4-"Фармана-4", 3-"Блерио", 2-"Антуанет", 1-"Соммер".
Впоследствии годовщину школы стали отмечать не по официальному дню ее открытия, а 21-ого ноября - по престольному празднику архистратига Михаила, объявленного Русской Православной церковью, покровителем авиации и российских летчиков.
Ефимов Михаил Никифорович - первый русский летчик (1881-1919). Из крестьян. В 1910 году окончил летную школу Фармана с дипломом № 31. С 1910 года - старший инструктор Севастопольской авиационной школы. Здесь впервые выполнил элементы высшего пилотажа – вираж, пикирование, спираль, планирование с выключенными моторами. В 1911 испытывал первый в мире ранцевый парашют. В годы Первой мировой войны - летчик истребитель. За героизм удостоен 4-х Георгиевских крестов и звание прапорщика.
Первыми начальниками Севастопольской авиационной школы были:
- Кедрин В.Н. капитан 1 ранга с 1910г. по 1911г.
- Одинцов С.И. полковник Генерального штаба с 1911г. по 1912г.
- Князь Мурузи А.А. подполковник Генерального штаба с 1912г. по 1916г.
26 октября 1911 года в Ливадийском дворце Николай 2 принимает летчиков первого выпуска Севастопольской школы в количестве 24 человека и вручает им дипломы об окончании летной школы. Вместе с Великим князем Александром Михайловичем царь поздравил каждого выпускника.
Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самолеты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севастополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). Выбор места был одобрен высшими чинами военного ведомства России.
В 1914 году на аэродроме Качинской школы приземлился самолет, ведомый русским пилотом, автором "мертвой петли" - Нестеровым П.Н. Во время Первой Мировой войны, летчики, развивая Нестеровскую школу фигурного летания, освоили так называемый "штопор".
В период с 1910 года по 1917 год было подготовлено 609 летчиков.
После Великой Октябрьской революции 1917 года, весь личный состав школы переходит на сторону Советской власти и успешно участвует в борьбе против контрреволюции в Крыму. В 1917 году при Военно-революционном комитете было создано бюро комиссариата авиации и воздухоплавания.
В 1921 году авиаотряды, из которых была создана авиация Черноморского флота, принимали активное участие в разгроме белогвардейцев и иностранных интервентов.
Из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды высоты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ-25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова А.В. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки более 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.
Все человечество рукоплескало рекорду советских женщин - воспитанниц Качинской школы: П.Осипенко и В.Ломако, которые вместе со штурманом Н.Расковой совершили беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. Первая советская военная летчица Кокорина Зинаида Петровна окончила школу в 1924 году и работала летчиком-инструктором, была начальником летной школы в городе Хабаровске.
А в сентябре 1938 года Полина Денисовна Осипенко, Валентина Гризодубова и Мария Раскова совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете "Родина". П.Д.Осипенко окончила школу в 30-х годах, одна из первых женщин, которой было присвоено звание Героя Советского Союза.
Авторитет школы в то время был настолько высок, что руководители страны, начиная с И.В.Сталина, посылали своих сыновей для летного обучения в Качинскую авиашколу. Именно в Каче учились летать сын И.В.Сталина-Василий, 3 сына А.А.Микояна, сыновья Н.В.Фрунзе и др. В 1935 году школу посетил Буденный С.М., который дал высокую оценку Качинской летной школе.
В период создания полярной авиации в ее состав из ВВС ЧФ были направлены летчики и штурманы, среди них : Леваневский, Ляпидевский, Молоков, Доронин. 20 апреля 1934 года им было присвоено звание Героя Советского Союза, как участникам спасения пассажиров и команды ледокола "Челюскин".
В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратовской области.
В 1945 году она переименовывается в училище с местом расположения в городе Сталинграде (Волгограде).
256 выпускников училища стали Героями Советского Союза, 150 – генералами, 7 - маршалами и 2-е - главными маршалами авиации, 12 выпускников - дважды Герои Советского Союза, а Покрышкин А.И. трижды Герой Советского Союза. Окончил школу в 1939 году. Совершил 550 боевых вылетов, сбил 59 вражеских самолетов, маршал авиации.
Здесь получили путевку в небо летчики-космонавты СССР В.А.Шаталов и В.Ф.Быковский.
Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для советского народа и его вооруженных сил. С первых дней войны на Каче базируется 8-ой истребительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именуется 6-ой гвардейский. В боях за Крым сражаются 2 прославленных авиационных полка - 6-ой Гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский полк и 11 Гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Николаевский полк.
В период обороны Крыма и Севастополя авиацией Черноморского флота командовал генерал-майор Остряков Николай Алексеевич. За период его командования было уничтожено свыше 400 самолетов противника. 24 апреля 1942 года, во время налета немецкой авиации, Н.А. Остряков погиб при исполнении служебных обязанностей. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, его именем назван проспект в г. Севастополе.
От рядового до генерала прошел свой боевой путь Воронов Владимир Иванович - заслуженный военный летчик СССР, Командующий ВВС Черноморского флота, летчик-истребитель 6-го Гвардейского дважды Краснознаменного Севастопольского авиаполка, генерал-полковник авиации в отставке. Вся его жизнь и служба связаны с авиацией Черноморского флота. Здесь он прошел трудный путь от лейтенанта до генерал-полковника, от рядового летчика до Командующего авиацией Черноморского флота.
В начале войны 11-м Гвардейским Николаевским полком командовал майор Павлов Н.З., геройски погибший в бою 23.09.1942 года. Этот полк в начале войны с аэродрома Херсонес прикрывал главную базу - Севастополь. Летчики истребительного 11-ого авиаполка успешно решали поставленные боевые задачи. 8 августа 1941 года принимали боевое участие в уничтожении Черноводского моста через реку Дунай - важного объекта противника. Многие из них за эту операцию награждены орденом Ленина.
Бесстрашно сражался с врагом Герой Советского Союза летчик-истребитель Любимов Иван Степанович ( в последствии командир 11 авиаполка, а затем командир 4 ИАД ) "Наш второй Маресьев",- так называли его товарищи. Он летал и бил врага с протезом вместо ступни левой ноги. Сбил 9 самолетов. Его именем назван военный гарнизон и поселок Любимовка.
Редкий документ времен Великой Отечественной войны подарил Комнате Воинской Славы гарнизона Кача бывший Командующий морской авиацией ВМФ генерал-полковник Дейнека Владимир Григорьевич. Это Приказ Наркома Обороны СССР от 8 августа 1941 года за подписью Народного комиссара Обороны И.Сталина, в котором он поблагодарил экипажи самолетов, бомбивших Берлин в ночь с 6 на 7-ое августа.
Особое место в Комнате Воинской Славы принадлежит летчикам, совершившим воздушные тараны. 16 летчиков - Героев 6-го истребительного Севастопольского авиаполка и 11 истребительного Николаевского авиаполка совершили воздушные тараны, а двое из них - Иванов Я.Н. и Борисов М.А. совершили по 2 воздушных тарана. (Борисов М.А. совершил 2 воздушных тарана в одном вылете).
В парке на аллее Героев находится памятник Героям Советского Союза, совершившим воздушные тараны.
"Их имена и подвиги будут сиять в веках".
Золотыми буквами написаны имена Героев : Берешвили И.С., Борисов М.А., Воловодов Б.Н., Грек В.Ф.. Зиновьев И.К., Иванов Я.М., Калинин В.А., Карасев С.С., Катров А.И., Мухин С.С., Рыжов Е.М., Савва Н.И., Севрюков Л.И., Черевко Б.Г., Чернопащенко В.Е., Шапошников Ф.Д.
После окончания ВОВ полки расформировываются.
В начале 1947 года на Качу перебазируется 11 Гвардейский дважды Краснознаменный Николаевский истребительный полк. (до 31 мая 1943 г. бывший 32-ой авиаполк).
20 октября 1947 года приказом Министра ВМФ была создана авиационно-техническая база в/ч 49311 с центром базирования на Каче.
Формирование в/ч 45646 (вертолетный полк) началось в 1958 году, но юбилейной датой считается 1 ноября 1954 года - день создания отдельной эскадрильи вертолетов МИ-4. В мае 1960 года на Качу с аэродрома Херсонес -перебазируется вертолетный полк в/ч 45646.
С осени 1960 года на Каче базируется отдельный транспортный полк в/ч 87381. А с 1996 года реорганизован в отдельный смешанный авиационный полк в/ч 49252.
В 1965 году в честь 20-летия Победы у Дома офицеров были торжественно открыты парк и аллея Героев, где установлены бюсты 26 Героев Советского Союза летчиков-черноморцев. Изготовили бюсты шефы - студенты Киевского художественного института. В день Победы - 9 Мая возлагаются цветы Героям Советского Союза.
21 ноября 2012 года Качинский гарнизон отметит 100-летие со дня образования.
Качинский гарнизон гордится славными боевыми традициями первой авиационной школы летчиков, которая по праву считается- колыбелью русской авиации!