Важнейшей проблемой ВВС России
к 2008 году являлась значительная техническая отсталость, вызванная
пятнадцатилетними «закупочными каникулами». В частности, длительное время
практически не приобреталась новая техника. Поставки самолетов и вертолетов
резко сократились в первые же годы после распада СССР и практически сошли на
нет в 1994–1995-м, а в 1990–2000-м осуществлялись единичные закупки летательных
аппаратов.
Основная часть летательных
аппаратов и комплексов ПВО к 2008 году имела (и по-прежнему имеет) большой
возраст. За время, прошедшее с прекращения массовых поставок, техника физически
и морально устарела, выработала свой ресурс. В целом для российских ВВС время
как будто застыло на уровне середины 80-х годов. Серьезной проблемой было
отсутствие современного авиационного вооружения и истечение сроков хранения
даже многих наличных образцов авиационного вооружения.
Период 2000–2008
При этом наличная техника (особенно вертолеты) интенсивно использовалась, в том числе в период обоих конфликтов в Чечне. Модернизация авиационного парка не производилась, ограниченным был даже обычный плановый ремонт. Опять-таки в 2000–2008 годах удалось провести модернизацию 111 летательных аппаратов, из них около 50 – вертолеты, но кардинально это ситуацию не меняло.
Таким образом, к 2008 году, несмотря на новые поставки, средний возраст авиационной техники составлял не менее 20–25 лет и она стремительно устаревала физически и морально.
Чрезвычайно критическим было (и во многом остается) положение с современным вооружением авиации. Российская тактическая авиация до сих пор не имеет в серийных количествах таких основных видов современного авиационного оружия, как:
- ракеты класса «воздух-воздух» с активной радиолокационной системой наведения;
- управляемые бомбы со спутниковой системой наведения;
- оперативно-тактические высокоточные крылатые ракеты.
Отсутствуют современные электронно-оптические контейнеры, явно недостаточно развиты средства РЭБ. Весьма низкий уровень оперативно-тактической подготовки и технической оснащенности в целом был продемонстрирован ВВС России в ходе «пятидневной войны» с Грузией в августе 2008-го, что выразилось в чрезмерном уровне потерь в авиации (пять боевых самолетов) в столь незначительной кампании.
Техника для ВВС в ГПВ-2020
Модернизация ВВС и закупки
новой авиационной техники стали главным приоритетом Государственной программы
вооружения на 2011–2020 годы (ГПВ-2020), утвержденной 31 декабря 2010-го. Общая
стоимость этой программы для Министерства обороны – около 19 триллионов рублей,
из них для нужд ВВС предусмотрено четыре триллиона. В ее рамках планируется
закупка для всех видов Вооруженных Сил России более 600 самолетов и 1100
вертолетов.
Хотя сама программа постоянно
корректируется, можно сделать следующие выводы о планах закупки военной
авиационной техники для ВВС России в период до 2020 года.
Дальняя и военно-транспортная
авиация
Для дальней авиации не
предусмотрены закупки новых бомбардировщиков. Это, в частности, означает, что
имеющий на ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» еще
советский задел на два-три стратегических бомбардировщика Ту-160 использовать
не планируется. В то же время предусмотрено ограниченное финансирование НИОКР в
рамках программы создания нового стратегического бомбардировщика (ПАК ДА),
которая будет иметь результат уже за пределами 2020-го. Наконец, для нужд в
первую очередь дальней авиации начиная с 2015 года возможна закупка до 30
самолетов-заправщиков на базе Ил-476.
Военно-транспортная авиация
станет, вероятно, одним из главных «бенефициаров» ГПВ-2020. Различные
лоббистские группы из ВВС и авиационной промышленности «протаскивают» на
вооружение ВВС широкий спектр военно-транспортных самолетов. Среди них на
сегодня имеются планы по закупке 20 тяжелых транспортных самолетов Ан-124
(после 2015 года), 39 транспортных Ил-76МД-90А (он же Ил-476, с 2014 года), 60
транспортных Ан-70 (с 2015 года), до 50 транспортных машин МТА (статус неясен),
до 20 пассажирских Ан-148 (статус неясен), 11 легких Ан-140 (два поставлены в
2011–2012 годах, остальные законтрактованы), до 30 легких самолетов чешского
производства L-410UVP (семь уже поставлены в 2011–2012 годах). Также озвучены
намерения заказать несколько самолетов ДРЛО и У А-100, которые находятся на
этапе разработки. Закуплено и три пассажирских Ту-154М. В области авиации
специального назначения будет приобретено два самолета наблюдения Ту-204ОН и не
менее двух машин комплексной разведки Ту-204Р.
Остается неясным вопрос с
легким военно-транспортным самолетом после фактического закрытия программы
Ил-112В, но насколько можно судить, ВВС планируют объявить тендер на закупку до
100 таких машин.
Тактическая (фронтовая)
авиация
Анонсированные закупки для
тактической (фронтовой) авиации также весьма разнообразны и обширны. Основной
закупаемой истребительной платформой станет истребитель пятого поколения Т-50
(ПАК ФА). Запланированы постройка 14 опытных и предсерийных образцов Т-50 и
закупка 60 серийных самолетов (ориентировочно с 2016 года). В качестве
страховки и более дешевой альтернативы программы Т-50 ВВС покупают истребитель
поколения «4++» Су-35С – законтрактовано 48 самолетов (четыре поставлены в
2011–2012 годах), затем дополнительно возможна закупка 48 или 72 самолетов
Су-35С.
Наряду с ними закупается и
«русифицированный» вариант экспортного истребителя Су-30МКИ (Су-30МКМ), в
российской деривации получивший индекс Су-30СМ. ВВС законтрактовали 30
самолетов (первые два сданы в 2012 году), в дальнейшем возможна поставка еще до
30 машин. В 2010–2011 годах ВВС получили четыре Су-30М2 и 12 Су-27СМ3,
изготовленных из заделов по экспортным Су-27/Су-30, но их новых поставок, судя
по всему, не предусматривается.
Самым массовым закупаемым в
рамках ГПВ-2020 самолетом станет фронтовой бомбардировщик Су-34. Уже
законтрактовано 129 машин, из которых 15 переданы заказчику. Причем возможно
приобретение еще минимум 18 машин. Наконец, следует упомянуть о планах по 12
штурмовикам Су-25УБМ.
Активно закупаются реактивные
учебно-тренировочные самолеты Як-130 – к середине октября 2012 года получено 18
серийных машин, заказано и находится в производстве еще 49, возможна закупка
еще минимум 10. Для первоначального обучения курсантов не исключается
приобретение отечественных поршневых самолетов Як-152 или импортных
турбовинтовых.
Армейская авиация
Активно ведутся закупки и
контрактация боевых вертолетов. Впрочем, в этом вопросе не удалось избежать
традиционной для отечественных Вооруженных Сил разнотипицы, в результате чего в
войска поступают три разных образца ударного вертолета. Так, именно после 2008
года наметился резкий крен фактически от монополии Ми-28Н, которых
планировалось закупить до 300 единиц, и штучных приобретений Ка-50 из задела и
12 Ка-52 «для специальных подразделений» до доминирования Ка-52.
Если Ми-28Н к настоящему
времени законтрактован в количестве 167 серийных вертолетов (из которых с 2008
года поставлено примерно 45 машин), то Ка-52 поступит на вооружение ВВС в
количестве 180 единиц, и это без учета заказа для ВМФ. Как представляется,
смена лидера обусловлена большей степенью доведенности систем Ка-52 и
невозможностью одного ОАО «Роствертол» выполнить весь заказ ВВС в приемлемые
сроки с учетом готовящихся крупных экспортных контрактов на Ми-28Э. Впрочем, по
аналогии с состоянием истребительной авиации, эти две программы подстрахованы
закупкой вертолетов Ми-35М (очередной деривации Ми-24), которые законтрактованы
в количестве 49 машин, из них с 2011 года поставлено не менее 10.
Существенные усилия
предпринимаются по обновлению транспортного вертолетного парка. В значительных
количествах закупаются тяжелые транспортные Ми-26, законтрактованные в
количестве 38 единиц (с 2011 года поставлено шесть). В целом возможна закупка
до 60 этих вертолетов. Самым покупаемым остается Ми-8 различных версий – всего
ожидается приобретение до 500 машин, и с 2011 года закупки ведутся темпом до 50
единиц в год. Известно, что только ОАО «Казанский вертолетный завод» имеет контракты
от Министерства обороны на поставку до 150 вертолетов Ми-8МТВ различных
модификаций в период 2011–2020 годов, очевидно, что примерно такой же заказ
будет размещен на ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и, вероятно, за ним
последуют новые контракты.
В больших количествах
предполагается закупать и легкие вертолеты. Так, планируется приобретение 36
Ка-226 (уже получено шесть), до 70 «Ансат-У» (с 2009 года поставлено 16, до
2018 года законтрактовано 32 вертолета), а также до 100 машин Ка-62 (в обновленной
версии). Именно в этом сегменте наиболее ярко будут представлены импортные
образцы, так как возможна закупка до 100, а то и 200 единиц (вероятнее всего,
производства компании Eurocopter), в основном учебных.
Модернизация
Несмотря на активные закупки
новой техники, ВВС не отказываются и от модернизации существующего парка
самолетов. Ей подвергнутся фактически все стоящие на вооружении типы боевых и
транспортных машин. Модернизацию пройдут 14–16 стратегических бомбардировщиков
Ту-160 (темпом по два в год начиная с 2012-го), до 30 стратегических
бомбардировщиков Ту-95МС и 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Должны быть
переделаны 20 машин Ан-124 и 41 военно-транспортный самолет Ил-76 (в вариант
Ил-76МДМ).
Продолжится модернизация
фронтовых бомбардировщиков и разведывательных самолетов Су-24М и Су-24МР числом
не менее 100 (модернизировано не менее 50), а также около десятка
самолетов-разведчиков МиГ-25РБ. Как известно, в 2003–2008 годах преобразовано
55 истребителей Су-27 в вариант Су-27СМ, считается, что имеются перспективы
усовершенствования еще некоторого количества машин. Продолжится модернизация
перехватчиков МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ (и его улучшенный вариант), общее число
их достигнет 120 единиц (к концу 2012 года будет усовершенствовано не менее 25
машин). Модернизации подвергнутся и штурмовики Су-25 – в вариант Су-25СМ, общее
число которых достигнет 120 единиц (модернизировано не менее 50). Известно и о
программе модернизации парка самолетов ДРЛО и У А-50 (модификация А-50У) –
число усовершенствованных машин достигнет 12 единиц (первый А-50У уже принят
ВВС).
Планы по модернизации парка
истребителей МиГ-29 не озвучены, скорее всего она производиться не будет.
Беспилотные летательные
аппараты
При этом наряду с закупками
пилотируемых летательных аппаратов, очевидно, будут приобретаться и БЛА. На
сегодня известно о проектах по сборке израильских тактических беспилотников (с
2012 года), приобретению и сборке израильских MALE-БЛА (не ранее 2013 года), а
также созданию и производству широкой гаммы БЛА с взлетным весом от одной до
пяти тонн (не ранее 2015 года) и созданию ударного реактивного БЛА (не ранее
2018 года).
Войска ПВО
Озвученными на сегодня планами
предусматривается закупка 56 дивизионов ЗРС С-400, 10 дивизионов ЗРС С-500, 38
дивизионов ЗРС «Витязь-ПВО», трех дивизионов ЗРС С-300ВМ4, неназванного
количества перспективной ЗРС «Морфей» и до 120 боевых машин ЗРПК «Панцирь-С».
Модернизации подвергнутся по ЗРС С-300ПМ и С-300В.
ВВС-2020
Слабые стороны перспективных
планов
Как видно из приведенных выше
планов, российские ВВС в 2020 году станут сильно отличаться от ВВС-2012.
Существенно увеличится доля новой техники и очевидно, что интегральные
возможности ВВС значительно расширятся.
В то же время обращает на себя
внимание нехватка (которая, видимо, сохранится на длительное время) или полное
отсутствие по ряду категорий (пока) современного авиационного вооружения,
особенно ракет класса «воздух-воздух» с активным радиолокационным наведением,
«умных» бомб и ракет со спутниковой коррекцией, а также малогабаритных ракет
класса Brimstone или JAGM. Самым слабым элементом перспективных планов выглядит
реализуемость проектов по созданию и принятию на вооружение БЛА различных
классов, в первую очередь больших.
Имеет место недостаточная отработанность
многих новых видов современной авиационной техники, которая, наверное,
сохранится на длительное время, что в перспективе может поставить под угрозу
реализуемость планов по закупке конкретного количества самолетов именно к 2020
году. Определенные сложности для перспективного облика ВВС будет представлять
значительное число типов и модификаций стоящих на вооружении самолетов и
вертолетов.
Несмотря на резкий рост
параметров ГПВ-2020, все же остается недостаточность ресурсов, ограниченность
промышленных мощностей, имеется риск экономической и политической
неопределенности, ставящей под сомнение полную выполнимость амбициозных планов
перевооружения авиации и ПВО до 2020 года.
Андрей Фролов